В шестидесятые годы прошлого века советские женщины уже не красились свеклой и не пудрились мукой. Косметика в СССР производилась, но еще не в таких масштабах, чтобы удовлетворить потребности всех желающих. Поэтому девушкам приходилось идти на ухищрения, порой, экстремальные, чтобы выглядеть, как кинозвезда. Например, завивать ресницы раскаленным ножом или осветлять волосы перекисью водорода.
Тушь-«плевалка», пудра и иголка — трио для пышных ресниц
Единственной тушью в арсенале советских модниц была «Ленинградская». В небольшой картонной коробке шел брусок черной спрессованной массы и щеточка. Чтобы накрасить ресницы нужно было добавить в тушь немного жидкости, но обычно для быстроты и удобства в нее просто плевали, как это делает любовница режиссера Якина в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Тушь создавала идеальный эффект паучьих лапок, но слипшиеся ресницы нравились девушкам редко, поэтому следующим этапом было их разделение. Для этого пользовались довольно радикальными приспособлениями — иголкой или булавкой. Девушки долго сидели перед зеркалом и кропотливо разделяли волоски острым кончиком. А для большего объема некоторые припудривали ресницы перед нанесением туши.
Плойка и керлер не нужны, если есть столовые приборы
Махинации с иголкой — не единственное, что пережили ресницы. За неимением керлера девушки приспособили для завивки столовый нож. Его нагревали и прислоняли к ресницам, приподнимая их вверх. Применение нашли и вилке — ей завивали локоны. Особенно наглядно это описывает Андрей Битов в романе «Пушкинский дом», когда герой смотрит на то, как наводит красоту его возлюбленная:
«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные…»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
О советских лайфхаках недавно узнали зумеры — пользователи Tik-Tok начали массово завивать ресницы раскаленной, внимание, ложкой. Рекомендуем не проверять такие бьюти-советы на себе — можно не только обжечься по неосторожности, но и травмировать ресницы.
Лучшие помощники для идеальной укладки — пиво и вода с сахаром
Брижит Бардо / Фото: Getty Images
Фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли произвел революцию в мире причесок. На смену гладким опрятным локонам пришла объемная небрежная укладка, которую называли по имени главной героини киноленты. Поэтому шестидесятые не только в Европе, но и в Советском Союзе стали расцветом популярности начесов. Такую прическу делали в парикмахерской и ходили с ней еще примерно неделю, сперва закрепив фиксирующим средством.
Легендарный лак для волос «Прелесть» появился только спустя десять лет, поэтому пользовались подручными средствами. Было несколько вариантов — развести лак для мебели с одеколоном, воду с сахаром или использовать пиво. Как говорится, выбирай, что хочешь.
Помады «made by myself»
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Ассортимент средств для губ в Советском Союзе ограничивался помадой. Ее производили несколько фабрик — «Северное сияние», «Новая Заря», «Свобода» и «Невская косметика». Оттенков выпускалось немного, но они были довольно насыщенными — ярко-розовый, морковный, коричневый и алый. Пользоваться ими старались экономно, а все остатки пускали в повторное производство. Когда основная часть помады заканчивалась, ее доставали спичкой и, собрав таким образом остатки нескольких помад, переплавляли на водяной бане и переливали в небольшую емкость. В результате получался новый уникальный оттенок.
Блески и карандаши для губ в СССР тоже умели заменять. Вместо первых использовали вазелин «Норка», а вместо вторых цветные карандаши из набора «Юный художник». За ними девушки шли в раздел канцтоваров в «Детский мир».
Перекись водорода для блонда
Советской девушке тоже хотелось отрезать каре, когда она расставалась с парнем и перекрасить волосы с приходом весны. Если с осуществлением первого проблем не было, то с последним дела обстояли сложнее. Красок для волос было всего две: хна и басма. Соответственно палитра оттенков ограничивалась или радикально черным, или огненно-рыжим. Поэтому те, кто хотел стать блондинкой, ну, или хотя бы приблизиться к ней, осветляли волосы отваром ромашки. А самые отчаянные — перекисью водорода. Вступая в контакт с кислородом, вещество окисляется, благодаря чему обесцвечивает естественный пигмент волос. Но максимум на 2-3 тона и с рыжеватым оттенком. Обычно после таких бьюти-экспериментов девушки восстанавливали волосы касторовым маслом.
Художественные мелки и карандаши для макияжа глаз
Кадр из фильма «Кавказская пленница»
Косметические карандаши для глаз, бровей и губ практически не отличались по мягкости грифеля от карандашей из художественного магазина. Поэтому ради экономии покупали последние, а чтобы немного смягчить грифель, его смачивали языком и рисовали стрелку. Но был и другой популярный способ подвести глаза — обжигалась спичка, а затем ее обгорелый кончик использовался в качестве черной подводки.
Мечтой любой девушки 70-80-х были серо-голубые тени. Обычно они производились в Польше, а когда появлялись в России, возле входа в магазин косметики образовывалась километровая очередь. Тех, кто не успевал ухватить парочку или не мог себе их позволить, спасали школьные мелки и карандаши для рисования. Мелки растирали в мелкий порошок, добавляли каплю воды и наносили на веки. Другим вариантом были художественные карандаши. Грифель также измельчали, а потом наносили на веки.
Самодельный тональный крем вместо «Балета»
Первый советский тональный крем появился на прилавках в 1981 году. Легендарный «Балет» фабрики «Свобода» ложился на кожу густым плотным слоем и, по словам советских девушек, хотя и создавал эффект гладкости, на лице ощущался как маска. Поэтому некоторые, желая получить идеальный, но более легкий тон, разбавляли «Балет» увлажняющим кремом или создавали собственные рецептуры — смешивали обычный крем с рассыпчатой пудрой. Единственное альтернативой тогда было тональное средство «Жэмэ». Его тоже выпускали на фабрике «Свобода», но совместно с французским брендом L’Oréal Paris. Крем был гораздо дороже «Балета», поэтому многим о нем оставалось только мечтать.
Источник: peopletalk.ru